Влащенко: Украинская культурная среда такова, что у нас все боятся всех обсуждать, по крайней мере, публично. Актеры боятся говорить о режиссерах, художники о галерейщиках. О редакторах боятся говорить журналисты. Сегодня у нас в гостях человек, который никого не боится. Это независимый журналист, театральный критик – Олег Вергелис. Здравствуйте, Олег. Это же правда, у вас нет никаких зависимостей – ни от грантов, ни от редактуры - как накрутка комментариев на youtube. Вергелис: Какие гранты? Я за свои деньги книжки издаю. Ни к кому на поклон не иду. Вы придумали замечательное название для статьи "Правнуки Фирса". Это знаменитый чеховский герой из "Вишневого сада". А что вы имеете в виду? Эта метафора мне в голову давно пришла.
А потом она же может найти всегда определенное, и даже очень разное, и измерение, и воплощение. Фирс – это лакей, ему 80 лет, который остается единственным преданным человеком тому дому, который все предали, оставили, под топор пустили. Мне рассказали друзья мои, в Луганске и в Донецке, несколько историй, которые мне перевернули душу. Представь эти города – стреляют, полыхают, взрывается. Непонятно – наши, ваши, черти, ангелы. И там люди жили-были, они остаются, которые приходят в эти пустые театры, как Фирс в доме, сидят и не хотят уходить из них. Актер был такой, Царство ему Небесное, Павел Кленов, ему исполнилось 90 лет 20-го сентября. И ровно в этот день он умер.
Собственно говоря, умер в родном театре, имени Луспекаева. Не дождавшись ни юбилея, ни открытия сезона. Он, конечно, дома был. Он был совсем одиноким, хотя его близкие уехали в Киев, ему помогали. Но я подумал: "Какой ужас!" Чехов написал об одном имении, а у нас тоже эта ситуация – преданности.
|