Музей современного искусства «Гараж» в рамках издательской программы «Гараж.txt» выпустил исследование философа и куратора Открытого архива украинского медиа-арта Янины Пруденко «Кибернетика в гуманитарных науках и искусстве в СССР. Анализ больших баз данных и компьютерное творчество». С любезного разрешения издателя «Артгид» публикует главу о зарождении и существовании «другой эстетики», маргинальной ветви советской эстетической мысли, которая возникла под влиянием идей кибернетики. Обложка книги Янины Пруденко «Кибернетика в гуманитарных науках и искусстве в СССР. Анализ больших баз данных и компьютерное творчество». Courtesy Музей современного искусства «Гараж» -
логин горизонт.
«Другая эстетика» как «внекультурное пространство». Развитие кибернетики в период оттепели послужило одной из причин появления в СССР альтернативной эстетической мысли, «другой эстетики»[1], сформировавшейся на периферии официальной эстетической науки. Сегодня эта маргинальная научная сфера не является самоочевидным фактом в истории советской эстетики, во многом она не была таковой и в период своего становления и развития. Тем не менее она имела свой понятийный аппарат, исследовательскую методологию, основанную на заимствовании математических и кибернетических методов, и видовую систему.
«Другая эстетика», существовавшая на пересечении кибернетики, эстетико-философских исследований и искусства, рассматривала проблемы эстетического сознания: теорию кибернетического творчества и его эстетического восприятия реципиентом, занималась социологическими исследованиями эстетической грамотности. Она получила популярность в научной среде, что постепенно привело к ее институализации и частичной апроприации ее исследовательских тем и методов академической эстетикой.